ЛИБЕРАЛЬНЫЙ КЛУБ
Либеральный клуб - главная страница
Не может быть, чтобы "Все, как один - ЗА"
А.ХИНШТЕЙН подытожил теледебаты ЕР и ЛДПР так :
"ЛУЧШЕ БЫТЬ ПАРТИЕЙ ЖУЛИКОВ И ВОРОВ, ЧЕМ ПАРТИЕЙ НАСИЛЬНИКОВ И УБИЙЦ!"

Д.МЕДВЕДЕВ на съезде ЕР добавил: «... всех достала коррупция, тупость системы, мы все хотим справедливости».
ВОПРОС: И КОГО ЖЕ ВЫБИРАТЬ? Ответ: - Я-БЛО-КО!... Я-БЛО-КО!... Я-БЛО-КО!... Я-БЛО-КО!...
RAMBLER___Лента новостей

АвторСообщение



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.01.05 15:21. Заголовок: РБК//Россия не сможет войти в число экономических супердержав из-за хронической неспособности страны решить множество социальных проблем


В ЦРУ не верят в светлое будущее России


Россия к 2020г. может войти в число стран со стремительно растущей экономикой, но не сумеет стать ведущей экономической державой. Так считают авторы «Проекта-2020», составленного Национальным разведывательным советом - департаментом ЦРУ, составляющим долгосрочные стратегические прогнозы.
В докладе отмечается, что Россия войдет в число таких стран, как Бразилия, ЮАР и Индонезия, где экономика будет расти быстрыми темпами, но при этом будет сильно отставать от мировых лидеров - Китая и США.

По мнению авторов «Проекта-2020», Россия не сможет войти в число экономических супердержав из-за хронической неспособности страны решить множество социальных проблем: в частности, переломить неблагоприятную демографическую ситуацию, распространение СПИДа, а также из-за замедления демократических преобразований. Серьезной угрозой для благополучного развития России будут оставаться организованная преступность и исламский терроризм.

Однако эти проблемы отчасти будут нивелированы способностью России «изменить вектор экономической мощи». В докладе указывается, что причиной этого будет статус России как ведущего поставщика энергоносителей: Россия может покрыть треть энергетических потребностей Европы. При этом экспорт энергоносителей станет важной составляющей внешней политики России, считают авторы «Проекта-2020».

Если прогноз в отношении России содержит в себе оптимистическую часть, то будущее стран Центральной Азии рисуется намного более мрачным. В докладе говорится, что в этих странах, как и в России, частичный отход от политики демократизации будет означать, что настоящий средний класс так и не появится. В результате множество молодых людей, недовольных отсутствием перспектив улучшить свое финансовое состояние, могут стать источником серьезной социальной напряженности. Не исключено, что они станут сторонниками экстремистских религиозных организаций.

В «Проекте-2020» прогнозируется возрождение национализма и ксенофобии, но авторы документа полагают, что Россия и страны Центральной Азии будут совместно работать над решением этих проблем.

В докладе прогнозируется масштабная, но не выходящая из-под контроля миграция из Центральной Азии в Россию: до миллиона человек в год могут перебираться в Россию, снижая социальную напряженность в Азии и восполняя нехватку в России рабочей силы из-за старения населения страны. 15.01.2005

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 7 [только новые]





Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.01.05 15:36. Заголовок: Usa Today//Предсказание: Индия и Китай станут экономическими гигантами


Предсказание: Индия и Китай станут экономическими гигантами
Джон Даймонд

К 2020 году Китай и Индия будут соперничать с США за экономическое превосходство в мире, считают ведущие аналитики страны, а «Аль-Каида» выдохнется, но на смену ей придет меньшая по масштабам, но не менее смертоносная террористическая группировка.
Национальный совет по разведке в четверг выпустил издаваемый раз в пять лет международный прогноз, в котором соседствуют оптимизм относительно стремительного глобального экономического роста и беспокойство в связи с тем, что те же факторы, которые способствуют экономическому развитию, ускоряют распространение радикального ислама.

«Это будет очень ухабистый путь», – сказал заместитель председателя совета Дэвид Гордон.

Размещенный в штаб-квартире ЦРУ в Лэнгли, но независимый от шпионского агентства, национальный совет по разведке координирует выпуск разведывательных сводок, в которых объединены взгляды всех 15 разведывательных агентств страны. В 2002 году совет выпустил отчет (сейчас дискредитированный), основанный на разведданных ЦРУ, в котором говорилось, что в Ираке имеется оружие массового поражения.

Не ограничиваясь одним общим прогнозом того, как будет выглядеть мир в 2020 году, совет рассмотрел четыре гипотетических сценария:

1. Мир, где доминирует азиатская экономическая экспансия;

2. Мир, где США формирует и организовывает глобальные изменения;

3. Подъем нового исламского халифата – международной исламской силы, способной противостоять западным нормам и ценностям;

4. Жуткий сценарий, в котором агрессивная реакция на террористическую угрозу предполагает появление наступательных мер безопасности, что может привести «к антиутопии в духе Оруэлла».

Однако, большинство прогнозов совета на ближайшие 15 лет оптимистичны.

«Мы старались избежать того, чем часто грешат разведывательные ведомства, а именно – сплошное уныние и беспросветность», – сказал председатель совета Роберт Хатчингс.

Мировая экономика к 2020 году вырастет на 80%, а средний уровень доходов повысится на 50%.

Хотя США сохранят свою роль доминирующей экономической и военной державы мира, Китай и Индия, две самые густонаселенные страны, значительно укрепят свои позиции.

Стремительное развитие и упрощение путешествий по миру и контактов между разными странами повысят угрозу безопасности для США, предупреждают представители разведывательного ведомства.

Тот же информационно-технологический бум, который приведет к росту Китая и Индии, будет способствовать распространению радикальной исламистской идеологии.

Совет сознательно выпустил свой отчет после президентских выборов и избегал прямых одобрительных или неодобрительных высказываний в адрес настоящей американской политики. Совет согласен с мнением администрации Буша, что демократия будет распространяться в странах Ближнего Востока, в которых сейчас действуют репрессивные режимы, но предупреждает, что демократическое развитие в Юго-Восточной Азии и некоторых странах бывшего Советского Союза «частично обратилось вспять»

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.02.05 13:08. Заголовок: Washington Times//Россия и Китай развивают совместные планы обороны и проводят масштабные совместные маневры


Россия и Китай развивают совместные планы обороны
Мартин Зифф

Тихо, почти без упоминаний в американской прессе, Россия и Китай расширили свое военное сотрудничество до уровня, невиданного уже полвека, с конца корейской войны.
Два государства без лишнего шума согласились этой осенью провести самые амбициозные совместные учения современности. В прошлом месяце агентство «Интерфакс» сообщало, что в учениях будет задействована так называемая «российская стратегическая авиация», под которой, по всей видимости, подразумеваются гигантские российские военно-транспортные самолеты Ан, которые стремительно развернут силы на территории Китая.

«Впервые за всю историю российско-китайских военных контактов совместные учения начнутся на нашей территории, где будут разработаны планы маневров, а тактические операции буду проходить на территории Китая», – объявил первый заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Александр Белоусов 28 января в Москве.

В официальной китайской газете China Daily от 2 февраля приведены слова Белоусова, который назвал эти маневры «первыми совместными командно-штабными учениями» двух стран. Они будут включать в себя «тренировки с разнообразными силами, направленные на борьбу с нашим общим противником – международным терроризмом», – сказал Белоусов. Он сказал также, что в ходе учений российские части будут размещены на территории Китая, будут проведены совместные боевые операции и предприняты совместные действия против международного терроризма.

На прошлой неделе в Пекине побывала российская военная делегация. Участники делегации вели переговоры с генеральным штабом Народно-освободительной армии Китая с целью обсудить детали учений, намеченных на август и сентябрь. В масштабных маневрах примут участие подразделения военно-воздушных сил и военно-морских флотов обеих стран, в том числе подводные лодки.

Масштаб учений и участие крупных контингентов обычных вооруженных сил заставляет предположить, что международный терроризм – не единственный гипотетический противник России и Китая. Хотя в выступлениях, связанных с учениями, ни слова не было сказано о США, но в последнее время политика США вызывает все большую тревогу как у президента России Владимир Путина, так и у китайского лидера Ху Цзиньтао, и это чувство, похоже, их сближает.

Путин и Ху Цзиньтао одинаково были обеспокоены ярким успехом «оранжевой революции» Виктора Ющенко на Украине. Как сообщалось на прошлой неделе, Ху Цзиньтао распорядился возобновить изучение наследия Мао Цзедуна. За 29 лет после смерти Мао еще не было подобной идеологической кампании.

В официальной китайской прессе кампания объясняется как реакция на угрозу стабильности Китая, вызванную волной демократической активности, распространяющейся с Украины на восток через Евразию – по территории бывших советских среднеазиатских республик.

Россия и Китай являются военными союзниками на протяжении почти всего последнего десятилетия, медленно, но настойчиво укрепляя свои связи в рамках Шанхайской организации сотрудничества, которая была расширена и приобрела свой современный вид на встрече в Шанхае 15 июня 2001 года, Эта организация включает в себя оба больших государства, а также расположенные между ними пять республик Средней Азии.

В середине 1990-х годов российский министр иностранных дел, позднее ставший премьер-министром, Евгений Примаков, которого Путин всегда высоко ценил, хотел укрепить китайско-советские связи путем заключения тесного военного союза, но тогда китайцы из боязни окончательно разгневать администрацию Клинтона, отказались от такового.

Нынешнее укрепление связей выдержано в определенных рамках, по крайней мере на публике, и стороны стараются вести себя осторожнее. Но это только начало. Данный процесс осуществляется в ситуации нарастающих опасений в отношении распространяющейся с Украины волны демократической активности, которая может угрожать структурной целостности как Китая, так и России. Кроме того, это происходит на фоне резких высказываний президента США Джорджа Буша-младшего в его второй инаугурационной речи и в его последнем обращении к нации, в которых он пообещал использовать американскую мощь для распространения демократических ценностей во всем мире.

Примечательно, что китайско-российские военные учения, запланированные на август-сентябрь нынешнего года, по-видимому, не предполагают переброски каких-либо китайских войск на российскую территорию, чтобы помогать России в борьбе против угрозы со стороны международных террористов, и это несмотря на то, что Россия в последние годы страдает от подобных нападений в гораздо большей степени, чем Китай. Зато предусматривается переброска российских войск в Китай, для обеспечения защиты союзника. Просматривается единственный возможный сценарий, при котором может потребоваться такая защита: если Китаю в ходе столкновения из-за Тайваня будут угрожать Соединенные Штаты Америки.

Разумеется, маневры, запланированные на эту осень, не задумываются как сценарий агрессии против США или каких-то граничащих с Китаем или Россией стран. Но, думается, это важный знак, свидетельствующий о том, что Китай и Россия становятся все ближе друг другу, все дальше отдаляясь при этом от США.
Переведено 08 февраля 2005

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.05 12:57. Заголовок: Financial Times//США пока «терпимо относятся» к военной модернизации Китая, но терпение может кончиться, если Китай обретет способность применять силу далеко за пределами своих границ


Угроза, которая беспокоит США больше, чем ядерная программа КНДР
Мур Дикки, Виктор Малле и Деметри Севастопуло

Со времени Корейской войны 1950-х годов появление огромной, но плохо оснащенной армии Китая, как глобальной и даже региональной угрозы, волновало, скорее, футурологов, чем серьезных военных планировщиков. Но все изменилось. Вашингтонские политики начинают сомневаться в том, что Китай сможет бросить вызов американскому военному господству в Азиатско-тихоокеанском регионе лишь через десятилетия.
Каждый год, утверждает высокопоставленный американский военный источник, у Пентагона «наступает отрезвление», когда он готовит для конгресса доклад о военной мощи Китая. «Масштабы, количество, качество, глубина и сложность модернизации являются постоянным источником беспокойства, – утверждает источник. – Вывод неизбежен: мы имеем дело с масштабной модернизацией, которая каждый год превосходит наши ожидания и прогнозы по поводу того, чего они добьются в предстоящем году».

Адмирал Вильям Фоллон, новый глава Тихоокеанского командования США, в марте заявил подкомитету сената по вооруженным силам, что его особенно тревожит сила китайского флота, в том числе увеличивающегося подводного флота. «Он больше, чем может понадобиться для обороны». Директор ЦРУ Портер Госс предупреждает, что Китай смещает баланс сил в Тайваньском проливе. Джон Ткачик, научный сотрудник Центра азиатских проблем при консервативном вашингтонском аналитическом центре Heritage Foundation, говорит, что озабоченность Пентагона представляет разительный контраст с «неоправданно снисходительным» отношением Госдепартамента к Китаю на протяжении первого президентского срока Джорджа Буша.

«Министерство обороны видит постоянно растущую мощь и тревожится все сильнее», – отмечает он.

Ткачик полагает, что американские дипломаты будут проводить более жесткую линию в отношении Китая при Кондолизе Райс, бывшем советнике по национальной безопасности и эксперте по Советскому Союзу во времена холодной войны, сменившей Колина Пауэлла на посту госсекретаря единственной оставшейся в мире сверхдержавы. Но озабоченность военной мощью Китая уже вышла за пределы Пентагона и ЦРУ. Ирак и Ближний Восток уже не являются единственной темой разговоров в Вашингтоне, политики и эксперты, от членов конгресса до кадровых дипломатов, уже говорят о «китайской угрозе» больше, чем когда-либо с 2001 года.

Даже голуби из Госдепартамента, выступающие за расширение связей с Китаем, говорят, что это не подразумевает игнорирование наращивания военной мощи. Высокопоставленный источник в Госдепартаменте говорит, что США следят за закупками Китаем военной техники, например, в России, и наблюдают за реакцией Китая на стремление Тайваня к независимости. Тайваньский пролив в Вашингтоне считают наиболее опасной точкой в регионе, в настоящий момент – более опасной, чем даже ядерная программа КНДР.

Китай грозится применить против Тайваня силу, если остров официально провозгласит независимость, которой он де-факто обладает с 1949 года: сотни китайских ракет, нацеленных в ту сторону, воспринимаются как грубый намек на то, что Тайбэю не стоит идти на риск. Однако США начинают беспокоиться, что наращивание военной мощи является не предупреждением, а прелюдией к нападению.

Несмотря на то что, по оценкам разведки, в течение десятилетия у Китая может появиться столько же кораблей, сколько у американского флота, представители США уверены, что качество американских кораблей и высокотехнологичных боевых систем в ближайшие годы позволят США сохранить военное превосходство. По максимальным оценкам, ежегодные военные расходы Китая составляют меньше четверти бюджета Пентагона, превышающего 400 млрд долларов. Но и в этом случае быстрый рост китайской экономики и темпы индустриализации дают Пекину доселе невиданные финансовые и технические ресурсы для модернизации армии.

Китайский бюджет нынешнего года предполагает увеличение военных расходов на 12,6%, почти до 30 млрд долларов, но бюджет непрозрачен и не включает в себя многое из того, что Китай покупает за границей. В США полагают, что реальный военный бюджет втрое больше официальной цифры.

Американских планировщиков беспокоят не столько деньги, сколько то, на что их выделяют. Хотя правящие в Китае коммунисты утверждают, что их страна занимается «мирным наращиванием» силы, американские военные говорят, что Китай закупает и разрабатывает вооружения, способные противостоять морской и воздушной мощи США, особенно в Тайваньском проливе. США обязались помогать острову, приняв в 1979 году закон «Об отношениях с Тайванем», которым сопровождалось признание американской дипломатией Пекина, а не Тайбэя.

Одним из поводов для беспокойства США является то, что китайские лидеры, хотя и отрицают намерение применять силу за границей, оставляют за собой право прибегнуть к насилию дома и ради сохранения целостности Китая. При этом они подчеркивают, что Тайвань является частью китайской территории. Национальный народный конгресс, ручной парламент, контролируемый компартией, в марте проигнорировал возражения США и Тайваня против принятия антисепаратистского закона, в котором воплотилась угроза Пекина применить силу для предотвращения формальной независимости Тайваня.

Другой причиной для беспокойства является то, что Китай наращивает силы, которые можно использовать для нападения на Тайвань. По американским данным, Китай имеет более 700 ракет, нацеленных на Тайвань, вблизи юго-восточного побережья, ежегодно добавляя к ним 70-75 ракет, тогда как несколько лет назад добавлял по 50. Китай также улучшает точность своих ракет.

Китай также увеличивает количество вылетов своих современных истребителей российского производства Су-27 в Тайваньском проливе. В октябре за один день было произведено более 30 вылетов, что напугало всех.

Тем временем Народная Освободительная армия упорно модернизирует надводный и подводный флот. В ноябре японские военные обнаружили китайскую атомную субмарину в территориальных водах Японии недалеко от Тайваня. Полагают, что подлодка выполняла разведывательную миссию.

Американские и тайваньские стратеги считают, что Пекин хочет иметь возможность нанести по Тайваню быстрый «обезглавливающий» удар, используя высокоточные ракеты и другие вооружения, чтобы сделать недееспособным правительство Тайваня, разрушить коммуникации и загнать Тайвань за стол переговоров в течение нескольких часов, до того, как американский флот придет на помощь. Первым планом США по отражению китайской угрозы является вооружение Тайваня американским оружием, как предусматривает закон «Об отношениях с Тайванем, чтобы остров, хотя бы в течение какого-то времени, мог обороняться.

Американских законодателей, включая тех, кто поддерживает Тайвань и его демократию, приводит в уныние постоянное сокращение тайваньских военных расходов относительно валового внутреннего продукта на протяжении последнего десятилетия и блокирование предлагаемых военных закупок парламентом Тайваня.

Том Лантос, демократ из комитета Палаты представителей по международным отношениям, отмечает, что в последние годы Тайвань, как и другие страны Азии, аккумулировал миллиарды долларов в виде валютных резервов. «Если вы рассчитываете, что мы придем на помощь, – говорит он, – игры с закупками на сумму 18 млрд долларов возмутительны». Дэвид Ли, фактически являющийся послом Тайваня в США, надеется, что законодатели в этом году одобрят закупки, хотя парламент контролируют противники президента Чэня Шуй Бяня, которые, вероятно, будут настаивать на уменьшении закупок.

Ли отвергает предположения о том, что Тайвань дрогнет перед китайским вторжением точно так же, как Кувейт, сдавшийся практически без единого выстрела после иракского вторжения в 1990 году. «Нам повезло больше, поскольку от противника нас отделяют 100 миль Тайваньского пролива, – говорит он. – И мы полны решимости защитить себя своими силами».

Вторым шагом США по сдерживанию китайских амбиций в Тайваньском проливе является расширение военного сотрудничества с тайваньской армией и Японией, крупнейшей союзницей США в регионе, чтобы обеспечить координацию в случае конфликта. Чиновники неохотно говорят о деталях, а Пентагон стремится преуменьшить значение укрепления связей с Тайванем, отчасти из-за того, что гласность могут использовать тайваньские политики, выступающие за независимость. Но и в Вашингтоне, и в Тайбэе говорят о том, что военные связи укрепляются с конца 1990-х годов.

«В Пентагоне все время говорят о «взаимодействии» между США и Тайванем, – отмечает Дерек Митчелл, эксперт по азиатской безопасности из вашингтонского Центра стратегических и международных проблем и бывший сотрудник министерства обороны. – Мы вместе осуществляем планирование, мы изучаем тайваньскую армию, чтобы понять, как мы будем действовать вместе, если дело дойдет до китайского нападения». По его словам, «сотрудничество действительно приближается к восстановлению альянса», существовавшего между Тайванем и США до того, как Вашингтон признал Пекин. Ткачик утверждает, что японские и тайваньские военные обмениваются разведывательной информацией через Тихоокеанское командование США. «Это не хочет признавать Япония. Это не хотят признавать США», – говорит он.

О совместных военных учениях не может быть и речи, но стороны улучшили коммуникации, обмениваются сотрудниками в штатском и вместе проводят военные игры на компьютерах. «Это незаметно, недорого и очень полезно», – утверждает информированный источник.

Третьим американским методом снижения китайской угрозы является попытка предотвратить закупки и производство необходимых Китаю современных боевых систем. Именно поэтому США, при поддержке Японии, так яростно критикуют планы Европейского союза отменить оружейное эмбарго против Китая. Хотя Китай покупает военную технику в России, Израиле и Восточной Европе, США опасаются, что западноевропейские комплектующие, подсистемы и технологии могут помочь Китаю довести системы командования и контроля и военные информационные технологии почти до американского уровня.

Отмена европейского эмбарго, предупреждает администрация Буша, не только откроет двери поставщикам из ЕС, но также ликвидирует то что мешает России, Израилю и другим продавать Китаю лучшую технику.

Даже если бы проблемы Тайваня не существовало, соперники Китая следили бы за быстрой военной модернизацией с тревогой. В последние недели американские военные и чиновники, вплоть до министра обороны Дональда Рамсфельда, выражали свою озабоченность на слушаниях на Капитолийском холме.

«Если бы Тайваня не существовало, нам все равно пришлось бы иметь дело с Народной освободительной армией, повышающей свою боеспособность», – утверждает источник в Пентагоне.

Цель закупок – защитить «дорогу жизни»

Хотя рост военной мощи Китая может восприниматься как угроза соседями в регионе, китайские власти считают этот рост естественным и важным для расширения торговли и повышения уровня жизни.

Унижения, от Опиумных войн середины XIX века до японского вторжения и оккупации 1931-1945 годов, укрепили решимость создать более боеспособные вооруженные силы.

«Военная политика Китая – это политика самообороны, – заявил премьер-министр Вэнь Цзябао на закрытии сессии парламента в апреле. – На протяжении последних 100 лет на Китай все время нападали. Китай ни разу не послал ни одного солдата оккупировать хотя бы пядь чужой земли».

Желание Пекина иметь более сильную армию подогревается и его уязвимостью перед внешними событиями. Когда-то самодостаточный, Китай становится все более зависимым от импорта нефти и сырья. Мэнь Хунгхуа, специалист по стратегическим исследованиям из Центральной партийной школы для коммунистических кадров, отмечал в недавнем эссе, что китайская «дорога жизни» пролегает через Тайваньский пролив, Южно-китайское море, Малаккский пролив и Аравийское море.

«Китай должен укреплять военно-морской флот, чтобы обеспечить безопасность доступа к доставляемым по морю ресурсам, и активно развивать торговый флот, способный действовать в далеких океанах», – писал Мэнь.

Забота о международных торговых путях делает военно-морской флот центром модернизации Народной освободительной армии. Пекин хочет превратить флот из сил береговой обороны в «глубоководный флот», способный осуществлять независимые операции. С этой целью Китай приобрел у России мощные эсминцы класса «Современный», оснащенные сверхзвуковыми противокорабельными ракетами, и сверхтихие дизельные подводные лодки класса Kilo, которые, по мнению аналитиков, способны бросить вызов даже американскому флоту.

Россия также поставляет оружие китайским ВВС, которые покупают и развертывают истребители Су-30 и Су-27 во внушительных количествах.

Источником современных вооружений является также Израиль, хотя США в 2000 году блокировали продажу разведывательных самолетов Phalcon и, похоже, похоронили план Израиля модернизировать невидимые для радаров беспилотные летательные аппараты, проданные Пекину в 1990-е годы.

Некоторые наблюдатели сомневаются в полезности для Китая даже успешных сделок, отмечая трудности, с которыми флот и ВВС сталкиваются при эксплуатации и обслуживании техники, закупленной в России, и нежелание Москвы продавать свои лучшие системы. По международным меркам, значительная часть китайской армии остается примитивной.

Но редактор азиатско-тихоокеанского отдела еженедельника Jane’s Defence Weekly Роберт Карниол говорит, что было бы наивностью недооценивать значение таких закупок. «Усилия Китая, направленные на повышение обороноспособности путем приобретения подобной техники и систем, говорит о направлении движения, и они, скорее всего, доберутся до цели. Единственный вопрос – через пять лет, через 10 или через 15».

Пекин также активно развивает местную военную промышленность, добиваясь от России продажи большего количества технологий, но также и путем коммерциализации военных поставщиков и включения рыночных сил в стратегию закупок.

При всех этих усилиях заявления китайских лидеров о «миролюбии» своей страны не могут успокоить Вашингтон, Токио и Тайбэй. Трактовка Вэнем китайской истории однобока. Китай, например, считает вторжения в Индию и Вьетнам в 1960-е и 1970-е годы оборонительными акциями по защите своих границ, но его бывшие противники придерживаются иной точки зрения. Многие тибетцы сказали бы, что этот гималайский регион фактически оккупирован с тех пор, как Народная освободительная армия вошла туда в 1950 году.

У Китая множество пограничных споров, в частности из-за группы островов, на которые претендует Япония, а приверженность Вэня миру кончается, когда речь заходит о Тайване.

После возведения в ранг закона угроз Китая суверенитету острова, он обратился к предположению, что в случае конфликта США могут поддержать Тайвань.

«Мы не рассчитываем на иностранное вмешательство, но мы не боимся иностранного вмешательства», – заявил премьер-министр.

Такие заявления смахивают на браваду, поскольку многие аналитики сомневаются в том, что Китай может осуществить успешное вторжение на Тайвань, даже если США останутся в стороне.

Заявления Вэня напоминают также о риске того, что усилия Китая, направленные на его превращение в региональную военную силу, могут поставить под угрозу его отношения с США – важным рынком и источником инвестиций.

Некоторые китайские комментаторы уже сознают эту опасность. Ши Ин Хун, эксперт по международным отношениям, предупреждает, что растущая военная мощь может оказаться «критическим вопросом» в трансформации отношения к Китаю США, которые видят в нем экономического партнера, а могут увидеть потенциальную угрозу. По словам профессора Ши, США пока «терпимо относятся» к военной модернизации Китая, но терпение может кончиться, если Китай обретет способность применять силу далеко за пределами своих границ. «Если тенденция сохранится, в один прекрасный день мнение США о Китае изменится», – говорит он.
Переведено 07 апреля 2005

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.02.05 15:38. Заголовок: New York Times//Идея идеологического канала, похоже, передается как заразная болезнь.


Красные звезды в эфире
Стивен Ли Майерс

В последнее время российское телевидение все чаще сравнивают с агитпропом в советском стиле. Что же собой представляет национальное телевещание?
С 20 февраля Министерство обороны планирует начать вещание на собственном канале «Звезда». Этот канал предложит зрителям патриотизм высшего класса в российском духе.

«Идеология нового канала проста, – сказал генеральный директор канала Сергей Савушкин на пресс-конференции в четверг. – Чтобы защищать свою страну, надо ее любить».

Российское государство уже контролирует три основных телевизионных канала, а также несколько мелких спортивных, музыкальных и культурных каналов, и передачи на этих каналах, особенно выпуски новостей и ток-шоу очень аккуратно обходят скользкие темы и стараются ничем не задеть Кремль.

Но «Звезда» будет представлять собой нечто большее. Это не будет российской версией канала Пентагона, который вещает для военнослужащих, находящихся на зарубежных базах. «Звезда» – полноценный коммерческий канал с ярко выраженной миссией завоевать сердца и умы зрителей.

Министр обороны Сергей Иванов сказал недавно, что цель канала в «эффективном информировании и идеологическом воздействии», не в последнюю очередь – на молодых мужчин призывного возраста, которые сейчас пускаются во все тяжкие, лишь бы избежать службы в армии.

В отсутствие частной конкуренции на телевидении – что стало результатом действий Путина по усилению давления на СМИ – открытие канала «Звезда» означает, что государство в рейтинговой борьбе будет использовать государственные ресурсы.

Несмотря на явно идеологическую направленность канала, Министерство обороны надеется на коммерческий успех, что не лишено оснований, ведь речь идет о стране, где бизнес управляется правительством. Савушкин сказал, что его канал будет работать, как и любой другой, – продавать рекламное время, искать спонсоров, продавать программы.

«Идеология идеологией, а рынок есть рынок», – сказал он.

Осваивая нишу, которую директор канала считает еще свободной, «Звезда» будет показывать советские фильмы о войне и документальные фильмы – как говорит С. Савушкин, «хиты СССР».

Он полагает, что все же это не будет ретро-канал.

«Звезда» планирует производить оригинальные программы, пользуясь архивами министерства – в частности он упомянул исторический фильм, «длинный и неизвестный».

На канале выделят время и для детских передач, которые «должны обеспечить связь поколений».

Особенность канала – это программы только российского производства, что станет альтернативой другим российским каналам с их странным выбором старых американских фильмов.

Текущий бюджет канала неизвестен, но ясно, что он будет пользоваться поддержкой министерства, а также военными коммуникациями и т.д.

Перспективы появления такого канала уже вызвали критику со стороны тех, кто не хочет возвращаться в советское прошлое.

Владимир Познер, выдающийся телеведущий, в недавнем выпуске политического ток-шоу «Времена» высмеял эту идею, назвав ее пустой тратой денег.

Телекритик Ирина Петровская заявила, что появление канала «Звезда» говорит о снисходительно-покровительственном отношении государства к своим гражданам в стиле «мы вас научим Родину любить», тогда как куда важнее показывать, что действительно происходит в стране.

По ее мнению, в России уже достаточно патриотической пропаганды, и, если переборщить, эффект может оказаться противоположным ожидаемому.

Однако идея идеологического канала, похоже, передается как заразная болезнь. Недавно глава Русской православной церкви сообщил информационному агентству, что и церковь тоже хочет иметь собственный канал.
Переведено 11 февраля 2005

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.05 13:08. Заголовок: РБК//Иванову мешают превращать в быдло путем втирания оптики...


Россиянам будут прививать патриотизм


В России может быть создан специальный орган власти, который будет отвечать за патриотическое воспитание общества. Об этом рассказали журналистам в комиссии Совета Федерации по делам молодежи, сообщила радиостанция «Голос Москвы».
По данным социологов, половина молодых людей в России сегодня «не видят оснований гордиться своей страной». А подавляющее большинство – около 80% молодежи – принципиально не интересуются политикой, зато во главе шкалы ценностей – карьера и материальная обеспеченность.

Как заявил советник министра культуры Александр Ильин, власть должна сделать патриотизм «выгодным делом для граждан», однако как именно это будет сделано – А. Ильин не уточнил.

Напомним, в середине декабря прошлого года премьер-министр Михаил Фрадков уже поднимал эту проблему. Виновниками сложившейся ситуации он видит средства массовой информации. Навязываемый негатив захлестывает телевидение и печатные издания, заявил М.Фрадков, выступая на заседании кабинета министров, на котором рассматривались основные направления госполитики по развитию культуры и массовых коммуникаций в РФ. «Позитива мало, а негатива навязываемого - много», - подчеркнул премьер-министр.

М.Фрадков отметил, что правительству необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию. «Что это - провокация, или недооценка нашего собственного сегодняшнего - завтрашнего положения?», - спросил председатель правительства. По его мнению, пропагандируемый СМИ негатив «уводит молодежь в сторону». Он потребовал от министра культуры и массовых коммуникаций Александра Соколова представить план патриотического воспитания молодежи России.

В свою очередь А.Соколов отметил, что патриотическое воспитание, которое было 20 лет назад, не стоит проецировать на сегодняшнюю аудиторию. По его мнению, это объясняется тем, что молодежная политика, в том числе патриотическое воспитание, начинается с тех вопросов, которые молодые люди задают себе сами. Это вопросы не высокоинтеллектуальные, отметил министр, а именно: как живут родители, какая пенсия у бабушки и дедушки, где я буду работать после окончания института?

По словам А.Соколова, необходимо задействовать СМИ в процессе патриотического воспитания молодежи. В частности, считает глава Минкультуры, в телевизионных сюжетах и печатных изданиях должен быть «задан позитив жизни, который реально существует».

Еще более резко высказался по этому поводу министр обороны Сергей Иванов, который обратил внимание на содержание телевизионных программ и печатной продукции и призвал «прекратить дебилизацию» населения. 15.02.2005


Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.04.05 23:43. Заголовок: ГРАНИ//Марш свадебных генералов


Марш свадебных генералов

Из легально присутствующих на политическом поле России «военных партий» сегодня можно говорить о Движении в поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки (председатель Виктор Илюхин), Народно-патриотической партии (Игорь Родионов), Военно-державном союзе (Леонид Ивашов) и Союзе офицеров (Станислав Терехов). Именно эти четыре разновеликие образования вобрали в себя наиболее активные силы из рядов отставников и прочих военно-патриотически настроенных граждан. Рванувшая было в том же направлении Национально-державная партия России быстро погорела на махровом антисемитизме, лишилась регистрации в Минюсте и к сегодняшнему дню растеряла всех своих вождей. Остался там все тот же Терехов, что делает НДП по сути партийным клоном Союза офицеров.





Военная составляющая - обязательная часть всех национал-патриотических программ. А потому в названную компанию тем или иным боком вписываются почти все движения, союзы и партии, начертавшие на своих знаменах призывы к возрождению России. Различия между ними лишь в стилистике проклятий, адресуемых «партии измены, беснующейся на вершине власти». А собственно сама программа действий выражена в заявлении Высшего офицерского совета (ВОС), созданного в феврале этого года Общероссийским офицерским собранием, в котором принимали участие и вышеназванные организации:
«Задача защиты Отечества может быть решена только тогда, когда мы ведем себя на войне как на войне... Необходимо подтянуть резервы - многомиллионную армию офицеров запаса… формировать Народное ополчение, которое будет оперативно и адекватно реагировать... на любую угрозу и опасность, откуда бы она ни исходила».

После создания коалиционного ВОСа лишь однажды в прессе промелькнуло, что в его недрах идет работа над созданием «Военной доктрины» и «Боевого устава Народного ополчения». О практических шагах по созданию самого ополчения пока ничего неизвестно. В этом отношении альтернативный генеральный штаб проявляет себя не бойчее своих предшественников (не впервой объединяются военные патриоты).

Но штаб есть, и его состав впечатляет уровнем представительства. Напомним: среди членов ВОС бывшие министр обороны Игорь Родионов, главком ВВС Анатолий Корнуков, начальник главного управления кадров Минобороны Илья Панин, начальник главного управления внешних связей Леонид Ивашов, командующий армейской авиацией Виталий Павлов, главком внутренних войск Анатолий Шкирко, командующий Кавказским пограничным округом Виктор Земцов, начальник управления военной контрразведки ФСБ Владимир Петрищев, генерал СВР Николай Грибин. Это видимая часть генералитета, еще вчера стоявшего на ключевых постах в военной организации страны, а сегодня очевидно шагнувшего в оппозиционные ряды. Среди поддержавших решения собрания есть и действующие государственные чиновники - генералы Геннадий Трошев и Владимир Шаманов. Но этими именами группа сочувствующих альтернативному генштабу в исполнительной власти и особенно в силовых структурах отнюдь не исчерпывается.

Можно предположить, что ВОС - это вершина айсберга: где-то там, в глубинах, ширится к основанию махина военного братства, скрепленная дисциплиной и офицерским корпоративным духом. Ведь за каждым генералом тянется череда подчиненных ему полковников, за полковником – подполковники, и так далее. И неважно, в запасе ты, в отставке или продолжаешь служить. Поскольку в основе не служебно-пенсионные соображения, а идея - возрождение державы. Так, во всяком случае, утверждается в документах военно-патриотической оппозиции.

Однако есть одно обстоятельство, которое мешает поверить в то, что ВОС - это действительно некое всеармейское, общероссийское объединение, имеющее глубокие корни в действующих рядах силовых структур. Слишком, скажем так, непрезентабельна его идеология - если вообще можно назвать идеологией сумбур из набатных ура-патриотических призывов, коммуно-монархизма, ксенофобии, сталинизма и антиамериканизма. Случись чудо и окажись нынешние спасители отечества завтра в Кремле, более неустойчивый «теремок» власти трудно себе представить. Модель государства, которая вытекает из этих алармистских лозунгов, настолько диковата, что вызовет доверие в лучшем случае, у 1-1,5% населения Российской Федерации – именно столько получили на последних думских выборах партии с такими же заполошными причитаниями. Очевидная непривлекательность такой «идеологии» для дееспособной, вменяемой части электората, отсутствие сколько-нибудь ясных контуров переустройства страны в случае своего прихода к власти делает надстройку «военной оппозиции» президиумом свадебных генералов. Хотя каждый из них по отдельности вполне способен и на нечто большее, чем произносить зажигательные речи а-ля Минин и Пожарский.

Отсутствие вразумительной идеологической платформы, похоже, не очень заботит профессиональных патриотов. Они не прочь потрудиться и пристяжными. Это и определяет их отношение к Владимиру Путину. На своих мероприятиях, в частности, на том же офицерском собрании имя президента упоминалось осторожно, можно сказать, бережно. Доставалось правительству, Думе, отдельным политикам, но персональных наскоков на Верховного ни в речах, ни в документах ВОСа не обнаружишь. Лейтмотив один: нехорошие силы хотят поссорить президента с народом, с армией, поэтому Владимир Владимирович должен опереться на патриотов, прежде всего на русское офицерство, и очистить, возродить отечество.

В этих притязаниях на доверительные отношения с президентом просматривается инстинктивное признание Путина за своего. Ведь вроде бы и с Бушем ручкается, и льготы у военнослужащих отобрал, и продолжает сокращать Вооруженные силы, и военных пенсионеров унизил подачкой в 240 рублей, вместо полноценной индексации, а теплеют голоса и Родионова, и Ивашова и прочих, когда они произносят имя президента. Так и слышится: «Призови нас, государь, - и мы тебе послужим не за страх, а за совесть, разгоним под твоим водительством всю эту шатию-братию». Но желающих послужить Путину хватает и среди действующих военачальников. В расположении отставников, пусть и влиятельных, президент не особо заинтересован. Угрозы с этой стороны он не видит - и не ошибается. Хотя бы потому, что он, Путин, для ура-патриотов всех степеней единственная опора, он главный гарант их общественно опасных свобод.

Но послужить президенту Родионов со товарищи, конечно, могут. Уже служат. Самим фактом своего шумного существования. Пусть Запад, прежде чем критиковать нынешнего хозяина Кремля, задумается: а не придут ли ему на смену эти агрессивные генералы, эта хунта, не станет ли Россия без Путина ракетно-ядерным дредноутом – могильщиком цивилизации? Вот ведь уже и первые выстрелы защелкали - едва ли не главного демократа России чуть было не ухлопали элитные пенсионеры Вооруженных сил (кстати, как минимум одного из участников покушения, по мнению следствия, воспитала Национально-державная партия).

Задуматься должен не только Запад, но и те россияне, которые менее всего хотят жить военным лагерем, затягивать пояса и учиться обращению с портянками. Военная оппозиция в лице названных генералов - подходящая страшилка как для внешнего, так и для внутреннего пользования.

Что же касается возможности военного переворота в России, то это уже совсем другая история. Определенно можно сказать: случись нечто подобное - и список заговорщиков не совпадет со списком Высшего офицерского совета. Практической сменой власти займутся не те, кто нынче взвивает шашки на военно-патриотических форумах. Если им и будет отведена какая-то роль в судьбоносных событиях, то в качестве уличной массовки, создающей видимость волеизъявления народа.

Легальные военно-патриотические союзы, движения и партии в своем нынешнем виде вряд ли могут стать самостоятельной силой, политическим локомотивом, способным перетащить Россию на некий новый путь. Но на подхвате у спецслужб или у коммуно-патриотической оппозиции (контакт военных патриотов с демократами возможен только один - кулачный) поработать они смогут.

Однако судить о «военном потенциале» в политической жизни России по названным организациям было бы большим упрощением. Следует помнить, что за последние десять лет силовые структуры вытолкнули на гражданку более 600 тысяч человек. Многие из них чувствуют себя обкраденными и униженными государством. И все это народ не старый (от 35 до 50), тренированный, волевой, с организационными навыками. Другое дело, что многие из них все же охотнее пойдут не за генералами (хватит уже, находились), а просто за теми, чьи посулы социальной справедливости покажутся им более реальными. И, вопреки расхожему мнению о военных отставниках, не так уж много наберется среди них охотников до потрясений и авантюр. Об этом говорят и данные исследований, проведенных Информационно-аналитическим центром МО РФ: из числа бывших военнослужащих на постоянной основе в военно-политических организациях оппозиционного толка состоит не более 30 тысяч человек, причем более половины из них - это отставники от 60 лет и старше. Пока уволенные из армейских рядов куда охотнее вливаются в общественные организации, которые занимаются не столько политикой, сколько экономикой (например, Союз ветеранов Афганистана).

Цифры, добытые военными аналитиками, можно, конечно, подвергнуть сомнению. Но скорее всего они близки к реальности. Просто потому, что по-настоящему привлекательной для отставников партии на российском политическом поле еще не появилось. А гадать о нелегальных офицерских союзах – пустое. Но, можно не сомневаться, «военный фактор» многократно возрастет на волне широкомасштабных общенациональных протестов. Как кадрированый полк, который в условиях военного времени быстро развертывается в полноценную дивизию. Владимир Темный 29.04.2005

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.05 13:02. Заголовок: Handelsblatt//Опасное лицо путинизма-I


Опасное лицо путинизма
Ханс-Йоахим Шпангер

Член совета Гессенского фонда по изучению мира и конфликтов, член научной группы «Контроль над вооружением и разоружение» Ханс-Йоахим Шпангер не верит в будущность «управляемой демократии» в России и пророчит главе Кремля скорое и мучительное пробуждение
Дожили: в своем последнем годовом отчете американская правозащитная организация Freedom House впервые после распада Советского Союза отнесла Россию к «несвободным странам» наряду с Пакистаном, Руандой и Того. Правда, суждения других демократических международных организаций, вроде Polity IV и Bertelsmann-Transformationsindex, более сдержанны. Однако тенденция очевидна: в путинской России происходит не демократическая, а авторитарная консолидация.

Вехи ускоренного в 2004 году уничтожения демократии у всех на слуху. Это дело концерна ЮКОС, ренационализация которого ничем не отличается от разбойной приватизации государственной собственности ненавистными сегодня олигархами. Это отмена прямых выборов губернаторов, которая уничтожила федеральную систему «сдержек и противовесов». Это недавняя реформа избирательного законодательства, которая вкупе с изменением закона о партиях должна на длительный период гарантировать «Единой России» сохранение достигнутого ею недавно парламентского большинства. Это судебная реформа, целью которой является удержание исполнительной властью на коротком поводке как судей, так и прокуроров.

В этом ряду также находится довольно наглая попытка, потребовавшая значительных материальных и пропагандистских затрат, предложить авторитарную модель правления по образцу путинизма другим странам, соседствующим с Россией.

Если рассматривать любое из этих действий отдельно, ему можно найти прагматичное объяснение, например, защита от все более жестоких террористических актов, необходимость дисциплинировать олигархов вроде Михаила Ходорковского или желание центра предпринять активные действия против тесно сплоченных региональных кланов в удаленных частях огромной страны. Тем не менее в сочетании друг с другом все эти шаги ведут лишь в одном направлении – подальше от демократии и поближе к авторитаризму, в котором Збигнев Бжезинский уже видит черты итальянского фашизма.

Это направление начало проступать во время первого президентского срока Путина. Однако тогда он еще мог делать вид, что своими «диктатурой закона» и «вертикалью власти» он не только укрепляет собственную сомнительную политическую позицию, но и восстанавливает разваленное Борисом Ельциным государство. Тогда он подчинял все ясной политической цели: скорейшей модернизации страны всеми имеющимися в его распоряжении средствами. Эти средства были авторитарными, ведь иначе нельзя было нейтрализовать деструктивные силы, сплотившиеся вокруг «семьи» Бориса Ельцина и ее олигархических ответвлений. В результате они были вытеснены с размахом запланированными экономическими реформами. К ним относятся введение частной собственности на землю, налоговая реформа с пологой шкалой 13-процентного подоходного налога и явное отмежевание от царско-советского наследия.

Возникновению курса авторитарной модернизации, для обозначения которого утвердилось понятие «управляемой демократии», Россия уже в начале правления Путина была обязана, прежде всего, соотношению политических и экономических сил, которое сформировалось при кардинальной смене власти на «диком Востоке». Способствовали этому и традиции государственности в России, которые в соответствии с распространенным стереотипом неписаных социальных договоренностей раньше или позже всегда требуют сильной и твердой руки.

Без собственных доверенных лиц он едва ли мог бы победить клан Бориса Ельцина, который оккупировал все ключевые места в администрации. В узкий круг власть имущих попали как либералы из питерской администрации, так и соратники из аппарата советских служб безопасности, известные сегодня как силовики. И если бы не были удалены два медиа-магната, Владимир Гусинский и Борис Березовский, то политический капитал и популярность Путина среди населения растаяли бы быстрее, чем снег на весеннем московском солнце.

Путин еще может питать иллюзии, что он действует в соответствии с основными принципами классической теории модернизации. Поскольку она настаивает на том, что при таком уровне развития, как в России, концентрации всех усилий на экономической модернизации демократическими методами достичь невозможно.

Здесь подразумеваются не какие-то специфические российские условия, а давно и широко распространенная эволюционная доктрина. Джагдиш Багвати когда-то облек ее в удобную формулу: «жесткий выбор» между демократией и развитием, но позже опроверг себя же ввиду новых очевидных обстоятельств: авторитарные режимы за счет потребления могут гарантировать высокую норму сбережений и инвестиций, но не высокую производительность. Гораздо чаще в условиях эволюционных диктатур, существовавших до 1980-х годов, а в форме Китайской Народной Республики существующих и сегодня, престижные проекты, коррупция и «капитализм для своих» вели к личному обогащению государственных служащих, пустому разбазариванию общественных средств и, как следствие, к экономической стагнации, а в некоторых случаях – даже к полному коллапсу.

Именно в этом и заключается проблема второго срока Владимира Путина, во время которого темпы экономической модернизации падают все сильнее и сильнее. Кажется, что Путину, облеченному сейчас беспрецедентной полнотой власти и пребывающему на волне (нефтяного) успеха, все больше изменяют чувство меры и фортуна. Тем временем его попутчики выходят из тени и разворачивают в своих аппаратах тревожащую сепаратную деятельность, нацеленную на достижение собственной выгоды. Все больше становятся заметными черты авторитарной модели модернизации, известные по другим странам, и контуры классического «нефтяного государства».

Это наглядно демонстрирует дело ЮКОСа. На этапе своего завершения оно оказалось тщательно инсценированной интригой, посредством которой контролируемые государством энергетические концерны («Газпром», «Роснефть», «Транснефть») и их высокие представители в Кремле преследовали двоякую цель: избавиться от агрессивного конкурента и разделаться с ним, укрупнив таким образом свои предприятия и портфели.

При этом политические вызовы президенту, исходившие от Михаила Ходорковского, опасность перехода ЮКОСа под крыло Exxon Mobil или Chevron-Texaco и желание иметь, как в других странах, контролируемый на государственном уровне национальный энергетический гигант, образовали дымовую завесу из аргументов. Она произвела свое действие на президента и не оставила либеральным министрам-экономистам ничего, кроме бессильного протеста. Тем не менее сейчас они стремятся ограничить налоговиков законными рамками, так как те, войдя во вкус, предъявляют дополнительные налоговые требования все большему числу предприятий. Удается ли им это, несмотря на демонстративную поддержку президента, все еще не ясно. Подобные гарантии имеют весьма ограниченный срок действия, причем не только в деле ЮКОСа, но и в случае запрещенной несколько дней назад сделки по продаже «Силовых машин» фирме Siemens.

Более упорно сопротивлялся государственным экономистам провинциальный американский суд, который предоставил защиту кредиторам ЮКОСу и указал тем самым на юридические и экономические риски в операции по экспроприации концерна. То, что это в некоторой степени успешное западное вмешательство во внутренние дела совпало по времени с поражением, которое Россия потерпела на поприще вмешательства во внутренние дела Украины, объясняет, почему в Москве с этих пор снова востребованы антизападные теории и страхи перед вражеским окружением.

Москва не понимала и не понимает, почему технологии, которые так успешно функционируют в России, обернулись провалом на президентских выборах на Украине. Соответственно, после своей неудачи Кремль все больше озабочен тем, чтобы украинский сценарий не повторился в России. Широкие протесты, которыми в начале года сопровождались социальные реформы в России, сформировали здесь совершенно новое видение.

Лихорадочные телодвижения президента и правительства показывают, что им стали очевидны, по меньшей мере, политические риски. Относится ли это также к слабостям, присущим авторитарному стилю правления, вопрос спорный. Ведь реформы входили в пакет тех законов, которые летом прошлого года были одобрены Государственной думой без какого-либо серьезного обсуждения. Тогда либеральные экономисты, авторы социальных реформ, были довольны, что благодаря фактическому отсутствию парламентских корректив их благородные намерения не оказались размытыми. Однако при этом также не были учтены все риски переноса на российскую почву достаточно схематичной копии западного образца.

Именно социальные реформы показали всю двойственность авторитарной модернизации путинизма. Однако все равно, по каким причинам – из либеральных экономических побуждений, из патриотической рефлексии или ради личного обогащения – представление о том, что политика, общество и все более экономика могут вплоть до самых отдаленных концов страны, а также за ее пределами управляться при помощи политтехнологий, оказалось в итоге иллюзорным. Впервые Путину приходится обороняться почти на всех фронтах.

Однако это не свидетельство какой-нибудь более или менее кардинальной смены курса. В данной ситуации скорее возникает потребность в изгнании дьявола. Однако в этом кроется серьезная опасность не только для политической стабильности в России, но и для отношений с Западом. Здесь Путину вплоть до недавнего времени своими заклинаниями о «стратегическом партнерстве», а также прагматичными уступками удавалось снимать как внешнее, так и внутреннее напряжение.

Достаточно назвать лишь его согласие на размещение после 11 сентября американских баз в Средней Азии, ратификацию Киотского протокола или ситуацию с российским долгом Германии и с иракским – России. Однако это не смогло ни нейтрализовать возрастающую на Западе критику авторитарного курса Путина, ни воспрепятствовать поражению путинского кандидата в президенты Украины, что случилось из-за американской помощи и (восточно)европейской интервенции, как это трактуется в Москве.

С тех пор неловкость усиливается опасностью геостратегической блокады и находит свое выражение в теории домино, которая демократические перемены в Грузии и на Украине выдает за западную стратегию колонизации. Результаты недавних выборов в Киргизии и Молдавии тоже мало способствовали тому, чтобы изменить эту ситуацию, даже если в данном случае официальная Москва при всех своих неприятных ощущениях проявила гораздо большую сдержанность.

Похожее положение сложилось и с упреками в двойных стандартах, которым подвергается критика Запада, обращенная на авторитарные методы борьбы с терроризмом. И то и другое корреспондирует с основополагающим консенсусом московской политической элиты: вплоть до самого либерального лагеря вряд ли кто сомневается в том, что СНГ – это российская сфера влияния и что новые восточноевропейские страны столкнули других, в первую очередь ЕС, на антироссийский курс. Поэтому не стоит удивляться, что демократические перемены в соседних с Россией странах были восприняты прежде всего как геостратегическая игра с нулевой суммой. Ничто из этого не новость, уже во времена Ельцина эти явления провоцировали ожесточенные оборонные рефлексы. Однако тогда они выражались в разочаровании геостратегической маргинализацией России; сегодня же речь идет о защите авторитарного политического устройства от западного проникновения.

При этом, несмотря на опасения официальной России, риск «подхватить инфекцию» представляется скорее незначительным, так как в отличие от Украины в России в настоящее время определяющими силами в оппозиционном лагере являются не либералы, а патриоты и националисты. Это тоже следствие применения политтехнологий в условиях управляемой демократии Путина – через распыление либеральных партий и целенаправленное стимулирование новых и старых националистических партий. Они были предназначены для слива и отвода возможного недовольства, однако все больше выбиваются из-под руководящей и направляющейся руки Кремля.



Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 83
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет