ЛИБЕРАЛЬНЫЙ КЛУБ
Либеральный клуб - главная страница
Не может быть, чтобы "Все, как один - ЗА"
А.ХИНШТЕЙН подытожил теледебаты ЕР и ЛДПР так :
"ЛУЧШЕ БЫТЬ ПАРТИЕЙ ЖУЛИКОВ И ВОРОВ, ЧЕМ ПАРТИЕЙ НАСИЛЬНИКОВ И УБИЙЦ!"

Д.МЕДВЕДЕВ на съезде ЕР добавил: «... всех достала коррупция, тупость системы, мы все хотим справедливости».
ВОПРОС: И КОГО ЖЕ ВЫБИРАТЬ? Ответ: - Я-БЛО-КО!... Я-БЛО-КО!... Я-БЛО-КО!... Я-БЛО-КО!...
RAMBLER___Лента новостей

АвторСообщение
Администратор


Пост N: 2632
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 16:22. Заголовок: FINAM//Протекционизм никому не принесет пользы


Протекционизм никому не принесет пользы
13.02.2009 19:04, Привалова Мария (Finam.ru)
Все страны официально заявляют, что они против протекционизма. В конце ноября лидеры "двадцатки" даже приняли декларацию, которая запрещает принимать избыточные протекционистские меры для борьбы с кризисными явлениями. Однако сегодня на саммите руководителей Центробанков и министров финансов стран G7, который состоится в Риме при участии главы российского Минфина Алексея Кудрина, как ожидается, вновь будут обсуждаться риски, которые может породить наблюдающийся, несмотря на все взятые обязательства, рост протекционизма. Насколько опасна чрезмерная защита внутреннего рынка, и почему государства, тем не менее, повышают таможенные тарифы и вводят другие протекционистские меры?

Экономисты уже давно твердят, что протекционизм, призванный на помощь местным производителям, на деле спровоцируют лишь еще большее усугубление ситуации в мировой экономике. Длительная протекционистская политика может привести к тому, что будет сокращаться объем мировой торговли, предупреждает заместитель начальника аналитического управления компании "Совлинк" Ольга Беленькая. "Он и так будет сокращаться, но за счет повышенных торговых барьеров это будет происходить быстрей. И в конце концов от этого проиграют большинство стран, которые активно вовлечены во внешнеторговые операции", - говорит аналитик.

Все это понимают, но на практике действуют иначе. По мере развития кризиса государства только усиливают протекционизм. Не удержался от соблазна и главный виновник кризиса - США. Обсуждающийся сейчас пакет антикризисных мер Барака Обамы включает положение "покупай американское", в соответствие с которым инфраструктурные проекты должны будут реализовываться с использованием только произведенных в Америке промышленных товаров, железа и стали. На днях Конгресс США внес некоторые поправки в это положение, делающие исключения для компаний из Канады, Евросоюза и Японии. Но продукция тех страны, которые не имеют соответствующих договоренностей с Вашингтоном (в том числе БРИК), может оказаться невостребованной. По мнению экспертов большинства торговых ассоциаций, этот протекционистский пункт плана спасения экономики США может позволить другим странам принять ответные меры, преграждающие американским товарам путь на их рынки.


Россия и без этого уже проводит активную протекционистскую политику. Так, с 12 января 2009 года в РФ серьезно повышены пошлины на импорт иностранных автомобилей, в том числе подержанных (пошлина на подержанные легковые автомобили в среднем увеличилась почти в два раза, на грузовые - в три), что уже отразилось на январской статистике продаж и вызвало мощнейший общественный резонанс. А не далее как вчера правительство заявило о намерении повысить ставки ввозных таможенных пошлин с 10% до 15% на телевизоры с жидкокристаллическим или плазменным экранами. И, вероятно, число "подзащитных" государства в будущем будет только расти.

Дело в том, что ситуация в мировой экономике очень тяжелая, объясняет действия властей Ольга Беленькая, и для того, чтобы хотя бы как-то смягчить спад национальной экономики, государства вынуждены помимо оказания прямой поддержки своим производителям, банкам и населению, еще и пытаться защитить свой рынок. Кроме того, политика протекционизма обосновывается и необходимостью сохранения рабочих мест, добавляет эксперт.

Если говорить о России, то в краткосрочной перспективе, по мнению аналитика, протекционистские меры могут быть оправданы, но только в том случае, если российскими властями будут приняты "совершенно другие меры, которые смогут заставить отечественные предприятия выпускать конкурентоспособную продукцию, которая бы не нуждалась в постоянном протекционизме". А в более длительной перспективе и вовсе не очевидно, что те же импортные пошлины на автомобили смогут помочь российскому производителю, говорит г-жа Беленькая.

Более того, продолжает аналитик, протекционистские меры являются ударом по потребителю, который лишается возможности выбора и вынужден переплачивать за покупку привычных для него товаров. Также наивно полагать, что отечественные товары благодаря такой защите станут дешевле. "Как показывает практика, введение протекционистских мер в России еще не приводило к понижению цен. В ситуации, когда местное производство не в состоянии в полной мере обеспечить потребление, протекционистские меры приводят скорее к росту цен", - делится наблюдениями Дмитрий Шиманов, генеральный директор исследовательской компании MAR Consult. Недавнее повышение импортных пошлин на новые и подержанные автомобили вместо ожидаемого эффекта привело к повышению цен на продукцию "Автоваза", приводит пример г-н Шиманов. Получается, что искусственное повышение конкурентоспособности отечественной продукции еще не означает, что она будет дешевле для потребителя. "К сожалению, российскому производителю свойственно пользоваться ситуацией с целью извлечения выгоды", - сетует аналитик.


Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответов - 4 [только новые]


Администратор


Пост N: 2640
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.09 19:14. Заголовок: Ъ//ФАС добивается права прямого ценового регулирования


Рынки не поддаются сравнению// ФАС добивается права прямого ценового регулирования
Газета «Коммерсантъ» № 27/П(4082) от 16.02.2009
Глава ФАС Игорь Артемьев считает, что ради государственных целей компаниям стоит рассчитывать на конъюнктурные прибыли

Комитет по экономполитике Госдумы поддержал предложенные ФАС поправки к закону "О защите конкуренции", которые в случае принятия расширят для антимонопольной службы право требовать прямого ценового регулирования на отдельных рынках, игнорируя баланс спроса и предложения и ограничивая возможную рентабельность. Атака ФАС на действующие нормы обеспокоила даже правительство — службе и Минэкономики еще в январе 2009 года поручено ограничить возможность широкого толкования новой нормы. Однако Госдума пока обсуждает поправки в практически неизмененной форме.

В пятницу комитет Госдумы по экономической политике рассмотрел и рекомендовал к принятию в первом чтении поправки к закону "О защите конкуренции". Законопроект представляет собой наименее дискуссионную часть "второго антимонопольного пакета" поправок к закону о конкуренции, разработанную Федеральной антимонопольной службой (ФАС) (см. "Ъ" от 8 декабря 2008 года). Согласованные с ведомствами предложения ФАС прошли обсуждение на заседании правительства 22 декабря 2008 года. Тогда ФАС совместно с Минэкономразвития было поручено доработать проект, 19 января 2009 года он внесен в Госдуму.

Поправки, обсуждаемые в Госдуме, уточняют полномочия правительства по определению порядка недискриминационного доступа к товарам и услугам госмонополий, вводят запрет на государственные и муниципальные преференции, повышают пороговые значения активов (с 3 млрд до 7 млрд руб.) и оборота (с 6 млрд до 10 млрд руб.) компаний, сделки по которым требуют согласования с ФАС. Но наиболее спорной нормой законопроекта ФАС стало новое определение "монопольно высокой" и "монопольно низкой" цены товара — одного из ключевых понятий закона о конкуренции.

В соответствии с действующим законом для признания цены товара монопольно высокой ФАС необходимо доказать, что его цена выше, чем цена на "сопоставимом" конкурентном рынке, и выше, чем "разумная" прибыль и "разумные" издержки производства. Таким образом, при определении цены учитывались и факторы издержек, и факторы баланса спроса и предложения. В законопроекте ФАС предлагается иная формулировка: "Цена товара может быть признана монопольно высокой, если она превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли при отсутствии на территории РФ сопоставимого товарного рынка".

ФАС настаивает на формулировке, убеждая, что закон в действующей формулировке слишком легко обходить. "Два года применяя закон "О защите конкуренции", мы убедились, что использовать критерий сопоставимого рынка не всегда удается. Любая наша попытка сопоставить цену на одном рынке с ценой на другом разбивалась об аргументы адвокатов: рынки несопоставимы по тем или иным критериям. Поэтому сделана оговорка: если сопоставимого рынка найти не удается, используется принцип разумных затрат и разумной прибыли",— пояснил "Ъ" заместитель главы ФАС Андрей Цыганов.

Эксперты считают, что оговорка ФАС позволяет вводить ценовое регулирование на широком спектре рынков и ограничивать прибыль от удачной рыночной конъюнктуры. "Появляется возможность не учитывать факторы спроса и предложения — чтобы цена не была признана монопольно высокой или монопольно низкой, она должна соответствовать обычным издержкам и прибыли. Фактически этим мы получаем возможность ценового регулирования",— говорит старший научный сотрудник Академии народного хозяйства Вадим Новиков. Он констатирует, что порядок определения размеров "разумной" прибыли в законе не прописан. По его мнению, порядок ее расчета будет аналогичен порядку, принятому для госмонополий (этими расчетами занимается Федеральная служба по тарифам).

Поручение правительства к ФАС и Минэкономики требовало ограничить расширительное толкование именно этой нормы. В ФАС "Ъ" пояснили, что для определения уровня "разумной прибыли" предполагается использовать практикуемый в ЕС "принцип разумного инвестора". Соответствующие поправки к проекту будут подготовлены ФАС к второму чтению закона в Госдуме, сообщил господин Цыганов. В Минэкономики же "Ъ" сообщили, что "в части критериев монопольно высокой цены" проект до сих пор нуждается в доработке. А по мнению господина Новикова, чиновники ФАС "изобретают велосипед": более детальная и проработанная методика содержится в разработанных Минфином поправках к Налоговому кодексу по трансфертному ценообразованию. Кроме двух критериев, используемых ФАС, Минфин предлагает еще четыре: среди них анализ цены последующей реализации товара, цены реализации продукта переработки, вычисление сопоставимой рентабельности. Отметим, впрочем, что эти критерии для работы ФАС более трудоемки. При этом ФАС пока не заявила о готовности сравнивать российские рынки с сопоставимыми иностранными для определения монопольно высокой цены, что решило бы значительную часть проблем.

Дата рассмотрения законопроекта в первом чтении пока не определена, но в ФАС рассчитывают, что Госдума примет закон в целом до завершения весенней сессии.
Александр Ъ-Гудков





Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Администратор


Пост N: 2658
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.03.09 08:01. Заголовок: FINAM//Алексей Кудрин: комфортные условия развития экономики России появятся еще очень нескоро


Алексей Кудрин: комфортные условия развития экономики России появятся еще очень нескоро
02.03.2009 19:49, Привалова Мария (Finam.ru)

Обсуждение судьбы российской экономики чиновниками, бизнесменами и заинтересованными инвесторами не прекращается ни на минуту. Сегодня активные дискуссии на антикризисную тему развернулись в Москве в рамках международного экономического форума Global Investment and Finance Forum.

Самые громкие заявления прозвучали из уст министра финансов РФ Алексея Кудрина. По его словам, России нужно приготовиться к тому, что комфортные условия развития экономики вновь появятся еще очень нескоро. "РФ не может ожидать, что в ближайшие 5-10 лет, а может и 20 или даже 50 лет сложатся такие условия по цене на нефть и по периоду ее роста, которые наблюдались в последние годы", - сказал Кудрин. При такой конъюнктуре, продолжил он, рассчитывать на быстрое укрепление рубля и накопление золотовалютных резервов не приходится.

С тем, что российской экономике длительное время придется туго, согласен и Сергей Дубинин, член правления VTB Capital, экс-председатель ЦБ РФ. Ведь интенсивный внешний спрос на российские сырьевые товары, по его словам, нескоро возобновится из-за спада западных экономик. Наиболее реалистичным, по версии г-на Дубинина, является сценарий, при котором в течение 2-3-х лет в США и ЕС будет наблюдаться нулевой рост экономики.

Правда, несмотря на такую неблагоприятную конъюнктуру, Алексей Кудрин все же надеется, что Россия сможет выйти из рецессии одновременно с США. Речь идет о последнем прогнозе главы ФРС США Бена Бернанке, согласно которому Штаты смогут выйти из рецессии к концу 2009 года, а на восстановление экономики им может потребоваться еще 2-3 года. Более того, расчеты Минфина, основанные на текущих макроэкономических оценках, говорят о том, что уже через год, то есть в 2010 году, экономический рост в России возобновится и составит до 3% (в 2009 году, по прогнозам правительства, ВВП РФ сократится на 2,2%). При этом Кудрин отметил, что "выход из кризиса произойдет в тот момент, когда в стране начнет оживать частный спрос".

Поэтому антикризисные меры сейчас должны быть в первую очередь направлены на стимулирование внутреннего спроса, что власти в России и делают, говорит Алексей Кудрин. "РФ проводит одну из самых агрессивных в мире политик стимулирования спроса (налоговую и фискальную)", - считает министр финансов. Так, Россия уже потратила более 1 трлн руб. на меры, касающиеся налогов и таможенных пошлин. Впрочем, еще какие-то дополнительные возможности налогового стимулирования у России невысоки из-за дефицита бюджета, признает Кудрин.

В свою очередь, Владимир Груздев, первый зампредседателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству считает, что сейчас очень важно дать бизнесу возможность платить меньше налогов. В первую очередь речь идет об НДС. "Установление единой ставки НДС в районе 10-12% - существенное подспорье для тех предприятий, которые уже сегодня имеют задержки по заработной плате и по выплате налогов, - полагает чиновник. - В случае если мы снизим налоги, у этих предприятий появится возможность выйти из тяжелого состояния. Поэтому не нужно бояться законодательных решений по снижению налогов во время кризиса".

Что касается другого вида поддержки предприятий - путем участия государства в их капитале - то с этой мерой необходимо быть крайне осторожными, признал Алексей Кудрин. Помимо вхождения в капитал предприятий ОПК, при необходимости, по его словам, государство еще может увеличить свою долю в ведущих банках. Но по мере выхода из кризиса (не раньше, чем через три года) государство снизит долю своего участия в российских компаниях, в том числе в банках, заверил глава Минфина.

Сергей Дубинин
Сергей Дубинин
Рассуждать о том, какими должны быть антикризисные меры - и по стимулированию спроса, и по поддержке предприятий - можно долго. Но какими бы они ни были, реализуя их, государство в любом случае не может забывать о сбалансированности бюджета и его предельно возможном дефиците. На 2009 год, как подчеркнул сегодня Кудрин, верхней планкой по дефициту бюджета является уровень в 8% ВВП, при котором инфляция составит 13-14%. Еще больший дефицит, по его словам, может привести к более существенному разгону инфляции. В последующие же два года правительство, как сообщил министр финансов, планирует сократить дефицит бюджета - в 2010 году - до 5% ВВП, в 2011 году - до 3% ВВП.

Прогноз правительства по дефициту бюджета на 2009 год, по мнению Сергея Дубинина, оправдан. Другое дело, удастся ли пережить кризис без существенного дефицита платежного баланса - большой вопрос. Развивать внутренний рынок, конечно, нужно, но надеяться на полное импортизамещение, по мнению г-на Дубинина, не приходится. "Есть импортные товары, которые невозможно будет заменить - это и ряд продовольственных товаров, и фармацевтическая продукция. Поэтому стабилизация платежного баланса вряд ли возможна в ближайшей перспективе, - считает Сергея Дубинин. - Таким образом, из страны с двойным профицитом Россия превратится в страну с двойным дефицитом - как платежного баланса, так и бюджета".

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Администратор


Пост N: 2663
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.03.09 18:05. Заголовок: Уоррен Баффет: золотой век еще впереди


Уоррен Баффет: золотой век еще впереди
03.03.2009 12:00, Кузнецова Татьяна (Finam.ru)
Отрывок из открытого письма акционерам Berkshire Hathaway Inc.

Опубликовано на сайте Berkshire Hathaway Inc 27.02.09

Наши чистые потери в 2008 составили 11,5 млрд долл, балансовая стоимость каждой нашей акции (класса А и Б),
соответственно, снизилась на 9,6%. В целом за последние 44 года (с того момента, как нынешняя команда приняла руководство
фондом) балансовая стоимость каждой акции увеличилась с 19 долларов до 70 530 долларов, что соответствует годовому приросту
в 20,3%.

(Статистика) показывает - 2008 был худшим годом, как для наших акций, так и для индекса S&P 500, причем одинаково
негативным для корпоративных и государственных облигаций, недвижимости и товарных рынков. К концу года все инвесторы
независимо от их стратегий подсчитывали потери и были в растерянности, как птенцы, случайно угодившие в бадминтонный гейм.


Серьезнейшие проблемы в самых крупных финансовых институтах мира, открывавшиеся в течение всего года, сначала привели к
дисфункциям кредитного рынка, затем и вовсе парализовали его во многих важнейших аспектах. Эпиграфом ко всему, что
происходило в стране, можно было бы поставить увиденную мною в молодости надпись на дверях ресторана: "Мы верим в Бога,
остальные платят наличностью".

В четвертом квартале кредитный кризис вкупе с обрушивающимися биржевыми котировками вызвал панический страх, захвативший
всю страну. Индекс деловой активности стал падать со скоростью, которой я никогда раньше не видел, и практически вошел в
стадию свободного падения. Соединенные Штаты и большая часть других стран оказалась в ловушке негативных цепных реакций:
страх привел к сокращению бизнеса, которое, в свою очередь, провоцировало еще больший страх.

Эта раскручивающаяся пружина заставила наше правительство принять массированные действия. Как говорят игроки в покер,
Минфин и ФРС полностью "в позиции". Помощь экономике, которая и раньше раздавалась в больших количествах, теперь и вовсе
достигла огромных размеров. Эти необдуманные дозировки практически стопроцентно впоследствии приведут к нежелательным
результатам. Будет ли достигнут желаемый результат, неизвестно, зато одним из наиболее вероятных эффектов станет бешеная
инфляция. Более того, главные отрасли станут зависимы от государственной помощи, за ними последуют города и штаты,
одалживающие невероятные суммы. Отлучить их после "от груди" будет очень трудным политическим решением, а по собственному
желанию они от этой помощи не откажутся.

Однако какими бы ни были последствия, серьезное и немедленное вмешательство правительства в экономику было необходимой
мерой в прошлом году, в противном случае финансовой системе не удалось бы избежать полного краха, а последствия для каждой
сферы нашей экономики были бы ужасающими. Хотели они того или нет, но обитатели Уолл Стрит, Мэйн Стрит и всяческих Сайд
Стрит по всей Америке оказались в одной лодке.

И все-таки наша страна в прошлом проходила и через более серьезные испытания. Только в ХХ веке мы пережили две великие
войны (причем, в начале каждой из них оказывались в позиции проигравшего), с дюжину экономических кризисов и рецессий,
бешеную инфляцию, доходившую до 21,5% в 1980 году, и Великую депрессию 30-х, когда уровень безработицы колебался в районе
15-25% трудоспособного населения в течение нескольких лет. Недостатка в проблемах не было.

И все-таки мы их преодолели. Несмотря на все эти трудности, реальный уровень жизни американцев улучшился в семь раз, а Dow
Jones поднялся с 66 пунктов до 11 497. Попробуйте сравнить этот результат с десятками веков, на протяжении которых людям
хоть как-то удавалось улучшить свою жизнь, сравните теперешний уровень жизни с прошлым. И хотя путь был тернист, наша
экономическая система доказала свою жизнеспособность, предоставляя лучшую возможность для реализации человеческого
потенциала. Так будет и в будущем, золотой век Америки еще впереди.

И снова взглянем на статистику. За 44 года в 75% случаев индекс S&P оказывался в плюсе по итогам года. Рискну
предположить, что похожее соотношение сохранится и в следующие 44 года. Однако никто не может заранее определить выигрышные
и проигрышные года. Мы, например, уверены, что хаос в экономике продлится и в 2009, а возможно, и гораздо дольше, но даже
при этом мы не можем спрогнозировать, будет ли фондовый рынок расти или падать в следующем году.


Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Администратор


Пост N: 2672
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.03.09 08:48. Заголовок: FINAM//Деньги - народу! Помогут ли реальному сектору деньги потребителей?


Деньги - народу! Помогут ли реальному сектору деньги потребителей?
06.03.2009 13:05, Никулин Андрей
Последнюю неделю в отечественном медиапространстве активно обсуждается заявление, сделанное российской властью на Красноярском форуме. Речь о том, что государство бизнесу помогать не будет, а сосредоточится на выполнении социальных обязательств и помощи населению. Оставим первую часть данного "сигнала" за скобками. На эту тему сказано достаточно. Сегодня разговор о его второй части - поддержке государством своих граждан.

Очевидно, что господдержка населения в условиях кризиса обязательно должна "держать в уме" и то воздействие, которое она, пусть и опосредованно, окажет на экономику. Любые финансовые вливания в социальное благополучие сегодня обязательно должны подразумевать эффект для отечественного производителя. Речь идет о стимулировании государством потребительского спроса. Ведь именно продолжающий падать спрос усугубляет кризис.

Заявления российских чиновников возродили уже порядком подзабытую идею о прямой "раздаче" денег народу. Реальность ее применения сегодня всерьез рассматривают уже не маргинальные идеологи левого толка, а вполне серьезные экономисты. Лившиц, например. На днях он выступил со статьей, где предложил государству "попробовать" в той или иной форме выдать бюджетные деньги "на руки". Для стимулирования потребительского спроса.

Мысль здравая. Особенно если учесть, что та помощь, которая уже была выделена правительством на поддержку российской экономики, до реального производителя, по сути, так и не дошла. Осела в банках, конвертировалась в валюту, утекла за рубеж. В общем, по усам текло обильно, в рот же почти ничего не попало. А через потребителя попадет. Потребитель - едва ли не единственный более-менее надежный "инструмент" прямой доставки денег в реальный сектор.

За рубежом, причем в развитых странах, власти не гнушаются такой формы поддержки граждан и экономики. Вот хотя бы последний пример. Не далее, как на этой неделе парламент "страны восходящего солнца" принял закон, согласно которому каждый японец получит по 120 долларов наличными. Для пенсионеров и детей сумму "округлят" до 200. Цели японских властей понятны. Таким незамысловатым образом они рассчитывают простимулировать экономику на 20 миллиардов долларов. Именно столько выделяется на эту разовую помощь.

Аналогично поступили и в США. Только размах подобной акции американских властей посерьезнее японского будет. Все-таки первая экономика мира! В Штатах каждой семье с доходом до 75 тысяч в год полагается чек на 600 долларов. Если же семья зарабатывает больше, то и сумма будет в два раза существеннее - 1200. К слову, американцы и в этом остались сами собой. Даже выдавая социальную помощь, они стимулируют тех, кто стремится зарабатывать! В целом под такую "раздачу" в США попадают 130 миллионов человек. А экономика через потребителя получит более 100 миллиардов долларов.

И в Европе используются такие инструменты. В различных формах. Во Франции, например, действует акция: сдаешь старую машину, чтобы купить новую, и получаешь от государства субсидию. Вот и поддержка автопрома! А в Германии раздают не деньги, а потребительские купоны. Их "в чулок" не засунешь и в валюту не конвертируешь. Их можно отоварить в магазине, причем в отведенный срок. А купоны эти, между прочим, выдаются из расчета по 500 евро "на брата".

А что в России? Да почти ничего! Ну разве что за исключением объявленной правительством частичной компенсации процентов по кредиту покупателям отечественных авто. Да и это дело дальше разговоров не очень-то идет. Отрадно, что общее направление власть вроде как взяла верное. Бессмысленно пытаться помогать бизнесу "сверху", стимулируя производство того, что никто не купит. Гораздо эффективнее "прислать" эту поддержку "снизу", через потребителя. Но пока это только "декларации о намерениях".

Возможно, дело в опыте. Развитые страны живут в капитализме побольше нашего. И через кризисы проходили неоднократно. Соответственно, есть и наработки, как надо действовать. Скажем, меры по стимулированию потребительского спроса применяются в США еще со времен Великой Депрессии. Действующий президент Барак Обама, например, взращен на продовольственных талонах, которые когда-то получала его мать.

Опыт этот подсказывает западным странам: как только возник кризис, надо сразу начинать стимулировать потребительский спрос. А он локомотивом потащит за собой и производство. В России же до сих пор психология "совковая". У нас люди, когда слышат слово "кризис", сразу начинают паковать деньги в "кубышку". Причем все - от низа и до самого верха.

Показательно, что в последнее время участились заявления от высших руководителей страны о необходимости экономить и сокращать затраты. По сути, это "сигнал" населению меньше тратить. К чему это может привести? Да только к тому, что спираль кризиса будет еще туже закручена. Разумеется, с популистской точки зрения - все правильно. Народу нравится, когда глава государства заявляет об увольнениях среди чиновников. Но с другой стороны, если уж сам президент вынужден сократить свой аппарат, то почему рядовой директор завода не может поступить также и не выкинуть на улицу каждого десятого?

Но дело не только во власти. Вопрос и в объективном состоянии российской экономики. Способен ли отечественный товаропроизводитель "скушать" всю ту помощь, которую может выделить государство через потребителя? Думается, что нет. Вернее, "скушает", но далеко не все. В России главная проблема не столько в недостатке спроса, сколько в дефиците предложения. Все упирается по-прежнему в неразвитость своего производства. Отсюда и огромная доля импорта на рынке. Поэтому прямая раздача денег по американскому или японскому сценарию может привести к тому, что государство простимулирует не столько свое производство, сколько зарубежное. Скажут ли они "спасибо" - еще вопрос. А с точки зрения национальной экономики деньги будут выброшены на ветер.

Но это уже, как говорится, дело техники. В конце концов, на то и щука в реке, чтоб карась не дремал. Должны же в правительстве найтись "светлые головы", которые придумают, как направить эти средства именно в отечественный реальный сектор. Какие-нибудь купоны, например, ввести, которыми граждане будут расплачиваться за российскую продукцию, а производители конвертировать их у государства в "живые" деньги. За что заплатить, всегда найдется. Здесь и продовольственный рынок, и жилищно-коммунальные услуги, и общественный транспорт. Да много чего еще, если хорошенько покопаться.

Мера эта, понятное дело, не универсальная. Только на нее полагаться не стоит, если держать в уме выход из кризиса. Но эффект предсказуем. Причем двоякий. С одной стороны, снимается социальная напряженность и укрепляется доверие граждан к государству. С другой, стимулируется производство. В общем, действительно, почему бы и не "попробовать"?


Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет